Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

27 сентября 2017

Анализ проведенных за период 2014-2017 гг. плановых документарных выездных проверок осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства юридических лиц, индивидуальных предпринимателей показал, что охотпользователями допускаются типичные нарушения обязательных требований в области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, обусловленные, в первую очередь, незнанием действующего охотничьего законодательства. Среди них можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся:

1. Не проведен проект внутрихозяйственного охотустройства либо указанный проект не соответствует требованиями Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства, утвержденного приказом Минприроды России от 23.12.2010 N 559 (далее — Порядок организации внутрихозяйственного охотустройства).

При этом стоит различать проект внутрихозяйственного охотустройства, требования об обеспечении которого установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об охоте), и проект освоения лесов, требования о составлении которого установлены Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ.

В данном случае имеет место различный, хоть и смежный, предмет правового регулирования, разнится состав и порядок разработки данных проектов. Важно понимать, что проект освоения лесов, который обязаны составить все охотпользователи, которым предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду лесные участки, не подменяет собой проект внутрихозяйственного охотустройства. Последний является самостоятельным, основополагающим документом, на основании которого охотпользователь осуществляет деятельность в сфере охотничьего хозяйства.

В разработанных проектах внутрихозяйственного охотустройства зачастую отсутствует следующая предусмотренная Порядком организации внутрихозяйственного охотустройства информация:

- максимальная и минимальная численность основных видов охотничьих ресурсов на территории охотничьего угодья (п.п. 6.2.2);

- объемы допустимой добычи охотничьих ресурсов (п.п. 6.2.5);

- проект деления территории охотничьего угодья на егерские обходы, выделения зон охраны охотничьих ресурсов, зон нагонки и натаски собак охотничьих пород (п.п. 6.1.2);

- проект планирования создания охотничьей инфраструктуры (охотничьи базы, егерские кордоны, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства) (п.п. 6.1.3) ;

- мероприятия по созданию охотничьей инфраструктуры (п.п. 6.2.7) .

2. Не принимаются меры к проведению мероприятий, обеспечивающих учет, охрану и воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, обитающих на территории охотничьего хозяйства.

Зачастую в проектах внутрихозяйственного охотустройства указывается большое количество «краснокнижных» видов животных и птиц, которые фактически могут и не обитать на территории охотпользователя. Так, в материалах проекта одного из охотпользователей было указано, что на закрепленной за ним территории обитают: орлан-белохвост, беркут, филин, большой подорлик, большой и средний кроншнепы, краснозобая казарка, пискулька, сапсан, стерх, коростель, серый сорокопут и некоторые другие, что не соответствовало действительности.

Вместе с тем в случае их указания в материалах проекта внутрихозяйственного охотустройства необходимо обеспечивать проведение мероприятий по их учету и охране, которые фиксируются в произвольной форме (журнале, дневнике и пр.). Либо в случае, если редкие и исчезающие виды животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Тюменской области, в действительности на территории закрепленных охотничьих угодий все-таки не обитают, необходимо привести в соответствие проект внутрихозяйственного охотустройства.

3. Не выделена зона охраны охотничьих ресурсов, ее границы на местности не обозначены специальными информационными знаками, соответствующими требованиям Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, утвержденного Приказом Минприроды России от 12.11.2010 N 503 (далее – Порядок установления на местности границ зон охраны).

Одним из охотпользователей в материалах проекта охотустройства было указано, что проектных решений по организации зоны охраны охотничьих ресурсов не принято, поскольку охотничье хозяйство граничит с государственными комплексными заказниками регионального значения.

Вместе с тем нормы Порядка установления на местности границ зон охраны носят императивный характер и обязательны для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения. Рассматриваемый порядок у не дает права охотпользователю решать по своему усмотрению вопрос об установлении границ зон охраны охотничьих ресурсов и обозначение их на местности специальными информационными знаками. Данная обязанность закреплена и в п.п. 2.1.5, 4 Видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов, утвержденных приказом Минприроды России от 24.12.2010 N 560, согласно которым в охотничьих угодьях среди прочих проводится такой вид биотехнических мероприятий, как предотвращение гибели охотничьих ресурсов путем создания в охотничьих угодьях зон охраны охотничьих ресурсов.

При проведении выездных проверок зачастую выявляется, что в охотничьих хозяйствах выделены зоны покоя или воспроизводственные участки, обозначенные аншлагами с произвольными характеристиками либо не обозначенные вообще, что не отвечает требованиям действующего придоохранного законодательства.

4. Проведение биотехнических мероприятий не соответствует объему и составу, определяемому документом внутрихозяйственного охотустройства.

Так, в п. 5 Видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов, утвержденных приказом Минприроды России от 24.12.2010 N 560, четко определено, что проведение биотехнических мероприятий осуществляется ежегодно в объеме и составе, определяемом документом внутрихозяйственного охотустройства. В связи с изложенным фактическое проведение биотехнических мероприятий в составе и объемах меньших, чем указано в проекте внутрихозяйственного охотустройства, будет являться нарушением.

5. Не предоставляются в управление либо предоставляются с нарушением установленного срока (ежегодно до 1 февраля за истекший год) сведения об осуществлении производственного охотничьего контроля на территории закрепленных охотничьих угодий (п. 34 Порядка осуществления производственного охотничьего контроля, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.01.2014 N 6 (далее – Порядок осуществления производственного охотничьего контроля).

6. Отсутствует либо не соответствует требованиям п. 11 Порядка осуществления производственного охотничьего контроля план осуществления производственного охотничьего контроля.

7. Не ведется либо не соответствует требованиям п. 33 Порядка осуществления производственного охотничьего контроля журнал, в котором отражаются результаты сбора, обработки, обобщения сведений об осуществлении производственного охотничьего контроля на территории закрепленных за ними охотничьих угодий.

Таким образом, охотпользователям следует обратить особое внимание на составление плана осуществления производственного охотничьего контроля, заполнение журнала производственного охотничьего контроля, требования к содержанию которых четко определены названным Порядком.

8. Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется с нарушением требований приказа Минприроды России от 29.08.2014 №379.

В частности, неполно или неверно заполняются выданные разрешения на добычу охотничьих ресурсов: не указываются сведения о виде охоты, который предполагается осуществлять, либо вид указывается неверно (например, спортивная охота), не указывается пол копытного животного, неверно указан возраст копытного животного: «сеголеток», а также не полностью указана дата выдачи охотничьего билета, отсутствует подпись охотника и пр.

Были выявлены случаи, когда разрешения на добычу охотничьих ресурсов были выданы с нарушением установленного срока охоты на соответствующий вид охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях Тюменской области, с нарушением установленной нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (допустимой нормы добычи охотничьих ресурсов).

Выявлялись случаи выдачи разрешений на добычу лисицы в целях регулирования численности охотничьих ресурсов с нарушением установленного порядка (самовольно без принятия соответствующего решения управлением), а также выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, не обитающих на территории охотничьего хозяйства.

9. Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов производится в отсутствие соответствующих заявлений от физических лиц. Не выдается путевка (документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), отсутствует документ, устанавливающий стоимость услуг, оказываемых в сфере охотничьего хозяйства. В то время как согласно ч. 1 ст. 55 Закона об охоте услуги в сфере охотничьего хозяйства оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством.