Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

12 октября 2017

Близится очередной сезон охоты на пушных животных. Несмотря на то, что охотничье сообщество медленно, но верно движется по пути развития охотничьей культуры и становления правопорядка в данной сфере общественных отношений, случаев нарушений закона не избежать. В связи с этим, Госохотуправление Тюменской области предлагает вниманию охотников своеобразный ликбез, основанный на ответах часто задаваемых вопросах по делам об административных правонарушениях. Зачастую, конфликтные ситуации между охотниками и государственными инспекторами в области охраны окружающей среды легко разрешаются, следуя букве закона.

Вопрос: Какой именно калибр охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом допустим при осуществлении охоты на пушных животных?

Ответ: Правила охоты, утвержденные приказом Минприроды России от 16.11.2010 N 512, (далее — Правила охоты) не содержат ограничений по калибру применяемого при охоте на пушных животных охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом.

Вопрос: Могут ли государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Тюменской области одного из районных отделов Госохотуправления Тюменской области составить протокол об административном правонарушении на территории другого муниципального района Тюменской области?

Ответ: Могут. На основании ст. 85 Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора, утвержденного приказом Минприроды России от 27.06.2012 N 171, (далее - Регламент) основанием для проведения проверки в отношении не являющихся индивидуальными предпринимателями физических лиц является приказ руководителя органа государственного надзора о назначении проверки, издаваемый на основании п. 34 Регламента каждые 20 дней.

В силу такого приказа должностные лица Госохотуправления Тюменской области, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Тюменской области, осуществляют полномочия по федеральному государственному охотничьему надзору в отношении граждан на территории охотничьих угодий и особо охраняемых территориях (далее — ООПТ) регионального значения, расположенных на территориях муниципальных образований 21 муниципального района (с их перечислением в приказе) и Заводоуковского городского округа Тюменской области.

На основании ст. 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положений приказа Минприроды России от 22.04.2015 N 188 "Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территориях охотничьих угодий" мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в отношении граждан на территориях охотничьих угодий проводятся должностными лицами органов государственного надзора на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора.

Таким образом, на основании приведенных нормоположений государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Тюменской области Госохоутправления Тюменской области уполномочены осуществлять федеральный государственный охотничий надзора в отношении граждан на территории охотничьих угодий и ООПТ регионального значения всей Тюменской области с правом производства на данной территории всех процессуальных действий, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), таких как составление протокола об административном правонарушении, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и прочее.

Вопрос: Могут ли государственные инспекторы в области охраны окружающей среды быть свидетелями по делу об административном правонарушении?

Ответ: Могут. В силу ч. 1 ст. 25.6 КоАП РФ установлено, что свидетелем может быть лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Следовательно, никаких ограничений в данном случае законодатель не установил. Свидетелем может быть любое лицо , располагающее сведениями, имеющими значения для установления истины по делу, в том числе и государственный инспектор в области охраны окружающей среды, явившийся, к примеру, очевидцем совершенного административного правонарушения.

Вопрос: Могут ли по делу об административном правонарушении такие процессуальные действия как досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов быть произведены без участия понятых?

Ответ: Могут. В силу ч. 6 ст. 25.7, ч. 3 ст. 27.7, ч. 2 ст. 27.9, ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ в случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий такие действия совершаются в отсутствие понятых.

Вопрос: Могут ли государственные инспекторы в области охраны окружающей среды производить осмотр транспортного средства, не составляя при этом протокол досмотра транспортного средства?

Ответ: Могут. Согласно п. 11 Положения о федеральном государственном охотничьем надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 N 29, при проведении проверок в отношении граждан среди прочего осуществляется такое мероприятие как осмотр орудий охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц, используемых при осуществлении охоты.

Следовательно, в данном случае зачастую происходит подмена понятий. Законодатель предоставил государственным инспекторам в области охраны окружающей среды в качестве одного из мероприятий при осуществлении проверок граждан в рамках федерального государственного охотничьего надзора осмотр транспортного средства, который по сути своей не является процессуальным действием, предусмотренным ст. 27.9 КоАП РФ – досмотром транспортного средства, в связи с чем не требует составления соответствующего протокола.

Вопрос: Если лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, откажется подписывать составленный в отношении него протокол, повлечет ли это невозможность дальнейшего производства по делу об административном правонарушении?

Ответ: Нет, не повлечет. Согласно ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ в случае отказа от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись. Таким образом, законодатель допускает составление протокола с отметкой об отказе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от подписания протокола. Процессуальным нарушением это являться не будет и не создаст никаких правовых препятствий для дальнейшего ведения производства по делу об административном правонарушении.

Вопрос: Является ли основанием для освобождения от административной ответственности факт выявления нарушения на участке территории закрепленных охотничьих угодий, где отсутствует информационный аншлаг, обозначающий территорию охотничьего хозяйства и его границы?

Ответ: Не является. В силу п. 3 Правил охоты при осуществлении охоты охотник обязан соблюдать настоящие Правила.

Вместе с тем, п.п. «а», «б», «г» п. 3.2. Правил охоты установлено, что при осуществлении охоты охотник обязан иметь при себе охотничий билет, в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием - разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях - разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке, и путевку.

Согласно ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях данной статьи к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.

Исходя из вышеизложенного, с учетом того, что охотник обязан знать и соблюдать правила охоты, и учитывая масштабы территорий закрепленных охотничьих угодий, достигающие в отдельных случаях 3278,4 тыс. га (МУП «Промыслово-охотничье хозяйство «Кедровый»), само по себе отсутствие в месте осуществления охоты специальных информационных знаков (аншлагов), указывающих на границы закрепленных охотничьих угодий, не освобождает лицо от установленной законом ответственности.

Постановлением Губернатора Тюменской области от 07.07.2014 N 80 утверждена схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий Тюменской области, представляющая собой карту-схему муниципального деления территории Тюменской области с указанием границ охотничьих угодий, особо охраняемых природных территорий, зеленых зон вокруг населенных пунктов и других территорий, имеющих ограничение для осуществления охоты и ведения охотничьего хозяйства.

Указанная карта-схема опубликована в газете «Тюменская область сегодня», № 124 (без приложений), а также размещена на Геопортале Тюменской области (www.gis.72to.ru)

Из изложенного следует, что в Тюменской области проведено территориальное охотустройство, четко установлены и описаны границы общедоступных и закрепленных охотничьих угодий, в том числе их смежные границы, которые обозначены на вышеуказанной схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий Тюменской области, размещенной в свободном доступе для ознакомления всеми субъектами деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Таким образом, перед началом осуществления охоты каждый охотник имеет возможность уточнить границы охотничьих угодий во избежание негативных правовых последствий нарушения территории общедоступных и закрепленных охотничьих угодий.