Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

15 ноября 2017

С 1 ноября открылся сезон охоты на наиболее желаемые виды копытных охотничьих животных — косулю сибирскую и лося. Незадолго до до этого, 15 октября, стартовала охота на пушные виды охотничьих ресурсов. В этой связи Госохотуправление Тюменской области отвечает на наиболее часто задаваемые вопросы охотников, связанные с осуществлением охоты на указанные виды объектов животного мира.

Вопрос: Патроны какого калибра можно использовать при осуществлении охоты на лисицу?

Ответ: При осуществлении охоты на пушные виды животных правомерно использование как охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, так и охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом. При этом Правила охоты, утвержденные приказом Минприроды России от 16.11.2010 N 512 (далее — Правила охоты), не содержат каких-либо ограничений относительно калибров применяемых патронов охотничьего огнестрельного оружия при осуществлении охоты на пушные виды охотничьи ресурсов.

Вопрос: Возможно ли осуществление охоты на ондатру с применением охотничьего огнестрельного оружия?

Ответ: В силу п. 34 Правил охоты на такие виды пушных животных, как суслики, кроты, хомяки, бурундуки, ондатра, выдра, ласка, водяная полевка охота осуществляется при помощи самоловов. Таким образом, охота на ондатру с применением охотничьего огнестрельного оружия Правилами охоты не предусмотрена.

Вопрос: Правомерна ли коллективная загонная охота на зайца?

Ответ: В силу п. 5 Правил охоты охота может осуществляться как одним охотником, так и коллективно (с участием двух и более охотников), по средством осуществления совместных согласованных действий, направленных на обнаружение и добычу охотничьих животных (далее - коллективная охота). Однако, в отличие от коллективной охоты на копытных животных, медведей, волков, такая охота правомерна лишь при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов у каждого из участников коллективной охоты.

Вопрос: Разрешение на добычу копытного животного выдано на имя супруги (дочери) лица, участвующего в коллективной охоте. Возможно ли проведение коллективной охоты в ее отсутствие?

Ответ: Из п. 6 Правил охоты следует, что при осуществлении коллективной охоты на копытных животных, медведей, волков в общедоступных охотничьих угодьях лицом, ответственным за ее проведение, является лицо, на имя которого выдано разрешение на добычу охотничьих ресурсов.

Согласно п. 9 Правил охоты следует, что при осуществлении коллективной охоты разрешение на добычу охотничьих ресурсов находится у лица, ответственного за осуществление коллективной охоты.

Из п. 8.5. Правил охоты следует, что лицо, ответственное за осуществление коллективной охоты, обязано сохранять при себе во время осуществления коллективной охоты список охотников.

Из п. 3 раздела II Требований охотничьего минимума, утвержденных приказом Минприроды России от 30.06.2011 N 568, следует, что при осуществлении коллективной охоты не допускается покидать места, заранее определенные лицом, ответственным за проведение коллективной охоты (стрелковые номера), без устного разрешения такого лица.

Таким образом, из приведенных выше нормоположений следует, что лицо, ответственное за осуществление коллективной охоты, которым по смыслу п. 6 Правил охоты, является лицо, на чье имя выдано разрешение на добычу охотничьих ресурсов, не имеет права передавать его третьим лицам и обязано присутствовать при осуществлении коллективной охоты для выполнения обязанностей, возложенных на него п.п. 8.2, 8.3, 8.4, 8.5, 8.6, п. 9 Правил охоты.

Вопрос: Правомерно ли использование на коллективной охоте на копытных животных охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом ОП СКС под патрон 7,62х39 калибра, штатная емкость магазина которого составляет 10 патронов, с установленным в нем магазином, емкость которого не превышает 5 патронов?

Ответ: В силу п. 53.5 Правил охоты при осуществлении охоты запрещается применение на коллективной охоте для добычи охотничьих животных полуавтоматического оружия с магазином вместимостью более пяти патронов, из чего следует, что в законе предусмотрен прямой запрет на использование десятизарядного магазина на коллективной охоте. При этом не имеет значения, сколько патронов снаряжено в такой магазин.

Использование охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом ОП СКС под патрон калибра 7,62 х 39 на коллективной охоте на копытных животных с установленным в нем магазином, емкость которого не превышает 5 патронов, является правомерным с точки зрения соблюдения Правил охоты. Однако такой магазин должен быть сертифицированным.

В противном случае необходимо учитывать, что, несмотря на то, что в силу ст. 1 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» магазин не отнесен к основным частям огнестрельного оружия, статья 223 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусматривает уголовную ответственность за незаконную переделку огнестрельного оружия в целом.

В то же время согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» под незаконной переделкой как разновидностью изготовления огнестрельного оружия и его основных частей следует понимать изменение в нарушение установленного порядка их тактико-технических характеристик и свойств, при котором независимо от результатов такого изменения их поражающие свойства сохраняются.

Вопрос: При осуществлении коллективной охоты на косулю сибирскую лицом при стрельбе картечью было добыто две особи косули сибирской. Предусмотрена ли ответственность за подобные действия?

Ответ: В случае непреднамеренной добычи (перестрела) в действиях лица, допустившего подобные действия, будет усматриваться наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.11 КоАП РФ - добыча копытных животных и медведей, относящихся к охотничьим ресурсам, без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением. Санкция данной статьи КоАП РФ предусматривает лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет.

На основании ст. 1064 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ, ст. 6, 55, 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», ст. 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Таким образом, причиненный перестрелом косули ущерб должен быть возмещен допустившим его лицом добровольно, либо будет взыскан с него принудительно в судебном порядке. Сумма ущерба в данном случае составит 20 00 рублей.

При этом не стоит забывать, что в силу п. 52.6 Правил охоты диаметр дроби (картечи) при стрельбе по косулям должен быть не менее пяти миллиметров. Стрельба дробью или картечью по копытным животным и медведям запрещена.

Вопрос: При нахождении в охотничьих угодьях физическим лицом был обнаружен детеныш косули, находящийся, по его мнению, в беспомощном состоянии. Может ли такое лицо изъять детеныша косули с целью предотвращения его гибели?

Ответ: В силу ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об охоте), под добычей охотничьих ресурсов понимается отлов или отстрел охотничьих ресурсов.

Из ч. 3 ст. 8 Закона об охоте следует, что право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу. Поэтому в случае, если такое разрешение отсутствует действия лица будут образовывать состав преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ — незаконная охота.

При незаконном отлове охотничьих ресурсов также причиняется ущерб окружающей среде в результате незаконного изъятия объекта животного мира из его естественной природной среды обитания.

В силу ст.ст. 18, 49 Закона об охоте охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания может осуществляться только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующие разрешения на осуществление указанной деятельности.

Поэтому физические лица, получая право на добычу охотничьих ресурсов, могут реализовать его только в виде отстрела охотничьих ресурсов.

Сообщение об обнаружении детеныша охотничьего животного должно быть передано в соответствующий районный отдел Госохотуправления Тюменской области по месту обнаружения объекта животного мира. Контактные данные структурных подразделений размещены на странице Госохотуправления Тюменской области на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области по электронному адресу: admtyumen.ru. Самовольное изъятие и перемещение таких животных с мест их обнаружения не допускается.

Вопрос: В охотничьих угодьях обнаружена туша погибшего охотничьего животного без видимых механических повреждений, которая изъята нашедшим ее физическим лицом. Повлекут ли такие действия какую-либо ответственность?

Ответ: В силу п. 9 Параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях Тюменской области, утвержденных постановлением губернатора Тюменской области от 30.11.2012 N 168, в случае обнаружения в охотничьих угодьях погибшего животного (животных) или их останков с признаками ранений, заболеваний или в случае обнаружения погибших по неизвестным причинам животных охотник обязан сообщить о данном факте в Госохотуправление Тюменской области. Самовольное изъятие и перемещение погибших животных с мест обнаружения запрещены.

В связи с изложенным действия лица, допустившего подобное нарушение, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ (нарушение правил пользования объектами животного мира), санкция которой предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

Если же на туше погибшего животного имеются признаки его незаконной добычи (огнестрельные ранения, иные механические повреждения) и лицо, осознавая это, решается на транспортировку незаконной продукции охоты, то не стоит забывать, что в соответствии с разъяснениями п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» лицо может быть признано виновным в незаконной охоте, совершенной с применением механического транспортного средства (п. «б» ч. 1 ст. 258 УК РФ), в случае, если с его помощью осуществлялась транспортировка незаконно добытых животных.